Религия (лат. religio - набожность, святыня, предмет культа) — одна из форм общественного сознания,
отражение действительности в иллюзорно-фантастических образах, представлениях, понятиях.
Для первобытнообщинного строя типичными формами религии были фетишизм, тотемизм, магия, анимизм.
В период перехода к классовому обществу возникают политеизм, народностно-национальные религии.
Возникновение мировых религий буддизма, христианства, ислама - связано с формированием феодального строя.
В общественном производстве и воспроизводстве системы сакральных идеалов
участвуют все члены религиозной общности. Религия становится неразъемлемой на
части культурной целостностью. Значимость интегративных экуменических тенденций
современного мира определяется тем, что без мира между религиями не может быть
мира между народами. Мир же между религиями возможен лишь как результат диалога
между ними.
Дзен
Дзен — японский эквивалент китайского «чань» или «чань-на» от санскритского «дхъяна», обозначающего как в индуизме, так и в буддизме "сосредоточенное созерцание", или медитацию. Дзен-буддисты связывают дхъяну с практикой «сатори», неожиданным "просветлением", заключающемся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном преображённом сознании человека. Дзен-буддизм появился в Китае в первой половине VI века. Его возникновение связано с деятельностью первого дзенского патриарха Ботхидхармы, который пришёл в Китай из Индии в 520 году. Дзен-буддизм проникает в другие страны: во Вьетнам - в форме «тиен», в Корею - в виде «сен», в XII-XIII веках - в Японию. Сейчас в мире насчитывается более 10 миллионов последователей дзен-буддизма, большая часть (около 9 миллионов) проживает в Японии. От традиционного буддизма махаяны дзен отличается своеобразной прагматизацией философской основы учения, тяготением к иррационализму и мистике. В дзен-буддийской литературе упоминаются следующие его особенности: 1) непосредственная ("от сердца к сердцу") передача учения; 2) прямой контакт с духовной сущностью человека ("всеобщей истинной мудростью Будды"); 3) независимость от письменных знаков и форм (букв, слов, предложений); 4) достижение совершенства Будды посредством обращения к внутреннему миру человека. В Японии действуют следующие дзен-буддийские религиозные организации: Обаку, Риндзай и Сото. От них следует отличать современные модификации - «коджо», «мирской», «немонастырский» дзен, созданный в XIX веке и широко пропагандируемый на Западе Дайджестом Тейтаро Судзуки (1870-1966); «бит-дзен» - искажённую форму дзен-буддийской медитации, практикуемую наряду с употреблением наркотиков и других психоделических средств, которая была распространена в 50-60-е годы XX века в Западной Европе, США, Канаде; дзен как разновидность психотерапии, психоанализа, особого метода "промывания мозгов" и т.д.; дзен-медитацию, практикуемую специальными группами и центрами; христианский дзен, представляющий одно из модных течений в католическом религиозном модернизме. Увлечение западной молодёжи дзен-буддизмом отвлекает её от решения реальных социально-экономических и политических проблем.
слово/понятие добавлено во вторник 28 декабря 2010 года, 18:45:19
Главный признак религиозной картины мира - разделение мира на сверхъестественный
и естественный, при абсолютном господстве первого над вторым.
Для религиозной картины мира иудаизма, христианства, ислама, ряда других религий
характерны трёхъярусное строение мира (небеса, Земля, преисподняя), противопоставление
небесного (совершеннейшего) земному (бренному), так же ей присущи гео- и антропоцентризм.
Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования
по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.
Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом
(Богом, богами, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней).